Мониторинг качества дошкольного образования
Аналитическая справка по результатам мониторинга качества дошкольного образования в образовательных организациях Даниловского муниципального района
Волгоградской области
(2021-2022 учебный год)
В соответствии с распоряжением главы Даниловского муниципального района от 31.01.2022г № 15 «О проведении регионального мониторинга качества дошкольного образования в Волгоградской области в 2022 году» в образовательных дошкольных учреждениях Даниловского муниципального района проведен мониторинг.
Участники мониторинга:
4- дошкольных образовательных учреждений.
7- групп дошкольного образования на базе общеобразовательных учреждений.
Цель мониторинга: анализ состояния системы образования в дошкольных учреждениях района для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата.
Мониторинг проведен по 4 основным показателям:
1.Показатели качества образовательных программ дошкольного образования.
2.Показатели качества образовательных условий в дошкольных образовательных организациях.
3.Показатели качества взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье).
4.Показатели качества по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу.
В качестве источников данных для оценки качества дошкольного образования используются:
- мониторинговые исследования дошкольных образовательных организаций
-опросные листы (разработанные на основе Региональной концепции реализации системы мониторинга качества дошкольного образования)
Предметом системы оценки качества дошкольного образования являются:
-качество организации образовательного процесса и результата освоения ООП в образовательных учреждениях.
-качество условий реализации ООП в образовательных учреждениях
Содержание процедуры оценки качества образовательного процесса в дошкольных организациях включает в себя:
- оценку рациональности выбора рабочих программ и технологий;
- обеспеченность методическими пособиями и литературой;
- эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных отчетов о самообследовании;
- результаты лицензирования;
- оценку открытости ДОО для родителей и общественных организаций;
- участие в профессиональных конкурсах разного уровня.
Содержание процедуры оценки качества условий реализации ООП в дошкольных образовательных учреждениях включают в себя:
- требования к кадровым условиям
- требования к развивающей предметно-пространственной среде
- требования к психолого-педагогическим условиям
- требования материально-техническим условиям
Содержание процедуры оценки качества результата освоения ООП в дошкольных организациях включает в себя:
- наличие системы комплексной психолого-педагогической диагностики, отражающей динамику индивидуального развития детей;
- наличие психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;
- динамика показателей здоровья детей;
- наличие системы стандартизированной диагностики, отражающей соответствие уровня развития воспитанников целевым и возрастным ориентирам;
- уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг ДОО.
Выводы, представленные в Аналитической справке о результатах мониторинга качества дошкольного образования в Даниловском муниципальном районе, являются необходимыми для проведения регионального мониторинга качества дошкольного образования в Волгоградской области в 2022 году.
1.Показатели качества образовательных программ дошкольного образования.
1.1.1 Показатель «Качества образовательных программ дошкольного образования полностью подтвержден в 11 дошкольных учреждениях (100%).
В дошкольных учреждениях разработаны и утверждены в соответствии с ФГОС ДО следующие программы:
-Основная образовательная программа ДОО, разработанная с учётом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, обеспечивающая развитие детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
- При разработке основных ООП ДО учитывались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)
Для нормативно-правового обеспечения реализации ООП ДО имеется документация, соответствующая требованиям действующего законодательства, иных нормативно-правовых актов (Устав, локальные акты, лицензия на право осуществления образовательной деятельности, документы, обеспечивающие процесс управления реализацией ООП ДО и др.).
ООП ДО размещены на официальных сайтах дошкольных учреждений.
Основной целью основной образовательной программы дошкольного образования является - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Содержание общеобразовательных программ состоит из трех разделов: целевой, содержательный и организационный и выстроено в соответствии с научными принципами и подходами, обозначенными ФГОС ДО: развивающего обучения, научной обоснованности и практической применимости, полноты и достаточности, интеграции образовательных областей, комплексно-тематического подхода.
Объем обязательной части ООП ДО и части, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует требованиям к объему и содержанию, отражает специфику условий осуществления образовательного процесса, а также включает время, отведенное на взаимодействие с семьями детей по реализации Основной образовательной программы дошкольного образования.
В ООП ДО включен раздел коррекционной работы с целью предоставления каждому ребенку равных стартовых возможностей для получения дошкольного образования.
Программы реализуется в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построение образовательного процесса происходит на адекватных возрасту формах работы с детьми (ведущая –игровая деятельность). Наряду с образовательной деятельностью педагоги решают задачи развития (воспитания и обучения) в ходе совместной с детьми: игровой, коммуникативной, самообслуживания и элементарного бытового труда, познавательно-исследовательской, изобразительной, двигательной, музыкальной деятельности, восприятия художественной литературы в ходе режимных моментов; во время самостоятельной деятельности детей; во взаимодействии с семьями воспитанников.
В образовательные программы ежегодно вносятся необходимые коррективы.
1.1.2 Образовательная деятельность в 11-ти учреждениях строится с учетом рабочих программ педагогов и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ. Показатель составляет 100%. В рабочих программах педагогов подробное содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям с учетом возрастных особенностей детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие».
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО и; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; формирования ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Система управления в ОО обеспечивает оптимальное сочетание традиционных и современных тенденций: программирование деятельности ОО в режиме развития, обеспечение инновационного процесса в ОО, комплексное сопровождение развития участников образовательной деятельности, что позволяет эффективно организовать образовательное пространство в дошкольных учреждениях.
2.Показатели качества образовательных условий в дошкольных образовательных организациях.
2.1. Кадровые условия.
Показатель проявляется полностью- 100%. Руководители дошкольных организаций имеют высшее образование, профессиональную подготовку по направлению «Менеджмент», «Государственное и муниципальное направление» и своевременно проходят повышение квалификации по профилю деятельности, что способствует повышению качества дошкольного образования. Образовательные учреждения укомплектованы квалифицированными педагогическими кадрами полностью -100%. Общее количество педагогов в детских садах и дошкольных группах составляет -25 человек. Педагогический процесс осуществляют: воспитатели, учитель-логопед, инструктор по физической культуре.
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г.
Количество педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации по актуальным вопросам дошкольного образования за последние 3 года -16 чел., что составляет 64%. Количество педагогических работников с высшим образованием- 15 чел., что составляет 60%.
В дошкольных учреждениях района созданы необходимые условия для профессионального роста сотрудников:
• ежегодно педагоги повышают уровень своего профессионального мастерства посредством самообразования и повышения квалификации.
• разработан план повышения квалификации и план аттестации педагогических кадров.
Проводятся курсы, семинары, консультации, открытые мероприятия внутри ДОУ. Все это позволяет переориентировать педагогический коллектив на личностно -ориентированную модель воспитания детей, основанную на уважении и доверии к ребенку.
Педагоги детских садов постоянно повышают свой профессиональный уровень, принимают участие в районных методических объединениях, в он-лайн конференциях, семинарах,
знакомиться с опытом работы своих коллег из других дошкольных учреждений.
2.2 Развивающая предметно-пространственная среда.
Показатель проявляется полностью-100%.
Предметно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях соответствует всем санитарно-гигиеническим требованиям.
Во всех группах детских садов созданы условия для разнообразных видов активной деятельности детей: игровой, познавательной, трудовой, творческой и исследовательской. Эстетическое оформление групповых комнат способствует благоприятному психологическому климату, эмоциональному благополучию детей. Художественно-эстетическое направление работы проходит в музыкально-спортивных залах и группах.
Двигательная деятельность осуществляется в музыкально-спортивных залах, на спортивной площадке территории детских садов и на детских игровых площадках.
В дошкольных учреждениях ведется работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды.
РППС оборудована с учётом возрастных особенностей детей, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития и принципов ФГОС ДО, с учетом ООП ДО, и обеспечивает возможности педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Развивающая среда в дошкольных учреждениях постоянно обновляется в соответствии с комплексно-тематическим планированием педагогов, обеспечивает все условия для организации разнообразных видов детской деятельности, с учетом интересов детей. Пространство групп организовано в виде разграниченных центров, оснащенных достаточным количеством развивающих материалов: книги, игрушки, материалы для творчества, дидактические игры, игры по ознакомлению дошкольников с ПДД, материал для свободной творческой, познавательно-исследовательской деятельности. Собраны пособия для ознакомления дошкольников с социальным миром, краеведением, живой и неживой природой.
Расположение мебели, игрового материала отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта.
В группах развития детей раннего возраста (до 3-х лет) имеются:
-материал для познавательного развития детей (мозаика, матрешки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических фигур и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, разноцветные кубики, мячи, машинки, книжки с цветными картинками и т.д.);
-игровой материал для познавательного развития детей (куклы и животные разных размеров, одежда для кукол, игрушечная мебель, строительные материалы различных форм и цветов, декорации для кукольного театра);
-игровой материал и оборудование для музыкального развития детей (игрушечные музыкальные инструменты, аудиовизуальные средства: магнитофон и аудиотека детских песен и т.д.);
-материалы и оборудование для продуктивной и творческой деятельности детей (альбомы, кисти, краски, карандаши, разноцветные мелки, пластилин, и т.д.);
-игрушки для игр во время прогулок (ведерки, лопатки, формочки, совочки и т.д.);
-игры и оборудование для развития ходьбы и других движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать, горка, скамейка, и др.);
-центр воды и песка для релаксации и изучения свойств воды и песка.
- Развивающие доски, развивающее панно.
Для развития детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) группы оснащены наглядно-дидактическими пособиями, игрушками, настольными, развивающими, дидактическими играми (лото, домино, наборы предметных и сюжетных картинок, оборудование для сюжетно-ролевых игр, материалы для познавательной и исследовательской деятельности) и другими материалами для организации всех видов детской деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей группы. РППС групповых комнат полифункциональная, вариативная, трансформируемая, доступна и безопасна для детей.
В образовательных учреждениях созданы условия для развития театрализованной деятельности детей:
- оснащение для разыгрывания сказок, сценок, спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты, так же материал для их изготовления).
Для развития детей в музыкальной деятельности имеется:
-детские музыкальные инструменты (народные музыкальные инструменты, погремушки, металлофоны, аккордеоны и др.);
-музыкально-дидактические игры, пособия, том числе альбомы, открытки, презентации, фонотеки и т.п.;
-технические средства:
мультимедийные установки, музыкальные центры.
В детских садах созданы условия для конструктивной деятельности детей: мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительные материалы; разнообразные конструкторы (деревянные, металлические, пластмассовые, с различными способами соединения деталей); мозаика, разрезные картинки, бросовый и природный материал для художественного конструирования. Созданы условия для развития экологической культуры детей. В группах имеются наглядные пособие, иллюстративный материал для развития экологической культуры (альбомы, макеты, муляжи, дидактические игры); уголки экспериментирования, уголки природы.
Территория детских садов - важное составляющее звено развивающей предметно-пространственной среды. Игровые площадки в дошкольных учреждениях соответствуют гигиеническим требованиям и обеспечивают удовлетворение потребностей детей в движении и развитии. В свободном доступе воспитанников имеется игровое оборудование для физического развития, подвижных игр и трудовой деятельности, для художественно - эстетического, познавательного и речевого развития.
Детям-инвалидам предоставляются образовательные услуги в полном объеме. В группах есть логопедические игры, дидактические пособия для индивидуальных коррекционных занятий с воспитанниками, а также для занятий с узкими специалистами программно-методические комплекты для диагностики и индивидуальных занятий с учителем-логопедом и инструктором по физической культуре.
В детских садах есть спортивный зал, в которых проводятся кружковые развивающие занятия для воспитанников из общеразвивающих групп. В кабинете учителей-логопедов используются в работе многочисленные игрушки для организации диагностики и коррекции общего недоразвития речи и сложных речевых нарушений
В каждой возрастной группе есть «Центр двигательной активности»: мячи большие и маленькие, разной фактуры и веса, массажеры и массажные мячики, предназначенные для стимуляции двигательной активности, организации игр в паре или в кругу, развития внимания и ловкости.
Также есть «Центр развития мелкой моторики и конструирования», включает себя: конструкторы, массажные мячики, кольца и мн.др.
« Центр песка и воды», включает в себя стол, набор маленьких игрушек для пескотерапии.
Таким образом ППРС в дошкольных учреждениях района в полной мере отвечает требованиям ФГОС ДО, способствует всестороннему развитию дошкольников.
2.3. Психолого-педагогические условия.
Основной целью системы психолого-педагогического обеспечения педагогического процесса в дошкольных учреждениях, выступает создание условий, направленных на полноценное психофизическое развитие детей и обеспечение их эмоционального благополучия. Данный показатель проявляется в 11 учреждениях, что составляет 100%
Повышению качества образовательной работы с детьми способствует рационально организованная в группах развивающая среда, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов и позволяющая варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности. Эффект и поддержка положительного эмоционального фона создается за счет вариативного и рационального использования помещений — как групповых комнат, так и помещений детских садов в целом.
Посещение нерегламентированной деятельности и образовательных ситуаций педагогов показало, что все сотрудники, без исключения, создают и поддерживают доброжелательную атмосферу в группе, что способствует установлению доверительных отношений с детьми:
-общаются с детьми дружелюбно, уважительно, вежливо, ласково;
-поддерживают доброжелательные отношения между детьми;
-голос взрослого не доминирует над голосами детей, в группе наблюдается естественный шум;
-взрослые не прибегают к негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей;
-в индивидуальном общении с ребенком выбирают позицию «глаза на одном уровне»;
-учитывают потребность детей в поддержке взрослых;
-чутко реагируют на инициативу детей в общении, учитывают их возрастные и индивидуальные особенности;
-уделяют специальное внимание детям с особыми потребностями;
-при коррекции поведения детей чаще пользуются поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением.
Педагоги дошкольных организаций владеют методикой дошкольного образования и воспитания, приемами взаимодействия с детьми, прослеживается личностно-ориентированное взаимодействие с детьми. Постоянно изучают и используют в своей профессиональной деятельности современные образовательные технологии, включая информационные образовательные ресурсы, современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, занимаются самообразованием. В детских садах созданы условия для индивидуальных и коллективных игр и занятий, активности детей. Это позволяет детям организовывать разные игры и занятия в соответствии со своими интересами и замыслами, а также найти удобное, комфортное и безопасное место в зависимости от своего эмоционального состояния. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих занятий и увлечений.
Формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста основывается на субъектном отношение педагога к ребенку, индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку.
В дошкольных учреждениях отсутствуют случаи физического и психологического неблагополучия, подтвержденные актами о несчастных случаях, справками по результатам рассмотрения жалоб, приказами о принятых мерах неблагополучия, предшествующего мониторингу годового периода.
3. Показатели качества взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье).
3.1 В образовательных учреждениях района разработаны и размещены на официальных сайтах нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимодействие образовательных учреждений с семьей: Устав, Положение об управляющем совете ДОУ; Положение о Совете родителей; Порядок приема на обучение и воспитание по образовательным программам дошкольного образования; рабочие программы педагогов ДОО. В программы включен раздел «Взаимодействие с родителями воспитанников».
На сайтах дошкольных организаций осуществляется в полном объеме информированность родителей (законных представителей) воспитанников. Полная и актуальная информация о дошкольных учреждениях, их деятельности. Также на сайтах ДОО создан раздел «Родителям», где размещена важная и срочная информация, актуальные объявления. Взаимодействие с родителями, как получателями образовательных услуг, организовано по телефону, по электронной почте, с помощью электронных сервисов, предоставляемых на официальном сайте ДОО в сети Интернет.
3.2 В дошкольных учреждениях Даниловского муниципального района проводилось анкетирование с целью выявления удовлетворённости родителей образовательными услугами. Изучение информации, полученной из образовательных учреждений показало, что удовлетворены образовательными услугами 95 % опрошенных родителей. В опросах приняли участие 257 родителей.
При анализе анкетирования учитывались следующие показатели:
- осведомленность родителей о режиме группы;
- об организации питания в ДОО;
- удовлетворенность родителей профессионализмом педагогов;
- безопасностью детей в ходе образовательного процесса;
- удовлетворены ли материально-техническим обеспечением детского сада;
- взаимоотношением педагогов, специалистов, помощников воспитателей с детьми;
- удовлетворены ли качеством предоставляемых образовательных услуг;
Анализ доступных источников информации для родителей показал, что большинство из них узнают о работе детских садов от воспитателей групп, на официальном сайте организации, с помощью наглядных средств, родительских собраний. Это показатель постоянного взаимодействия педагогов с родителями.
Незначительный процент родителей остается с потребительским отношением к процессу образования, воспитания и развития их детей, с пассивным отношением к участию в мероприятиях и в управлении ДОО.
В целом можно отметить, что процент удовлетворенности деятельностью ДОО, составляющий 95% опрошенных родителей, позволяет сделать следующие вывод: созданная система работы дошкольных учреждений Даниловского муниципального района позволяет удовлетворять потребность и запросы родителей на достаточном уровне.
3.3.Одной из приоритетных задач коллективов дошкольных учреждений является поиск эффективных путей взаимодействия с родителями детей нового поколения, привлечение их к совместному процессу воспитания, образования, оздоровления, развития детей, используя наряду с живым общением, современные технологии: интернет - ресурсы, участие в разработке и реализации совместных педагогических проектов, участие в управлении ДОО.
В рабочих программах воспитателя есть раздел «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО». Реализация, которой позволяет:
- изучить семью и установить контакты с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
- создать условия для приобщения родителей (законных представителей) к участию в жизни группы;
- установить доверительные, партнерские отношения с каждой семьей;
-оказать психолого-педагогическую поддержку родителям в различных вопросах воспитания детей.
Не менее важным направлением в работе дошкольных учреждений является сотрудничество детского сада с семьёй по вопросам приобщения семей к здоровому образу жизни. С этой целью в ДОО проводятся совместные спортивные соревнования, досуги, родители оказывают помощь в подготовке детей к участию в спортивных и творческих районных и городских мероприятиях.
3.4.В дошкольных учреждениях создана и успешно функционирует система оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, посещающих детские сады. Такие специалисты, как учитель-логопед, инструктор по физической культуре, которые осуществляют консультативную деятельность по своим квалификационным направлениям как по запросу самих родителей (законных представителей) воспитанников, воспитателей групп, так и по результатам проведенного логопедического сопровождения, диагностико-развивающих занятий с воспитанниками в группах. Кроме этого, информационно-просветительская поддержка родителей воспитанников в вопросах образования и воспитания осуществляется всеми педагогическими сотрудниками дошкольных учреждений (старшими воспитателями, воспитателями, узкими специалистами) посредством проведения групповых и общих родительских собраний; в рамках работы детско-родительских клубов ДОО.
Образовательные дошкольные учреждения располагают современной, хорошо оснащенной развивающей предметно-пространственной средой: наличие отдельных кабинетов специалистов и других помещений специальной направленности, что позволяет осуществлять консультационную, просветительскую деятельность для родителей детей, посещающих детский сад.
На базе МКДОУ – детский сад «Солнышко» открыт «Консультационный центр для оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям, не охваченных дошкольным образованием»., на основании приказа отдела образования Администрации Даниловского муниципального района № 240 от 28.12.2016 « Об организации работы консультационных центров в ДОО» и с целью обеспечения всестороннего развития, воспитания и обучения детей в возрасте от одного года и до семи лет, посещающие дошкольное образовательное учреждение, а также дети не охваченных дошкольным образованием, выравнивания их стартовых возможностей при поступлении в школу и обеспечения успешной адаптации при поступлении в дошкольное образовательное учреждение (далее – ДОУ), оказания профессиональной помощи родителям (законным представителям) в вопросах воспитания и развития детей с учетом их возрастных особенностей.
Услуги оказываются родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста в форме консультирования по возникшим вопросам. Конкретное содержание услуги (психологическая, методическая, педагогическая помощь) определяется запросом получателя услуги.
Модель консультационного пункта предусматривает наличие очной и дистанционной формы консультирования. Услуга предоставляется бесплатно.
Для получения дистанционной формы услуги предусматривается широкое информирование потенциальных получателей услуг с использованием различных СМИ, подготовкой разъяснительных материалов (буклетов, памяток и др.)
С целью повышения компетентности родителей в вопросах образования и воспитания в детских садах оформляются информационные стенды, другие тематические материалы (папки-передвижки, памятки) в группах и в холлах ДОО.
4.Показатели качества по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу.
В дошкольных учреждениях района созданы санитарно-гигиенические условия. Воспитательно-образовательный процесс осуществляется согласно СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
В дошкольных учреждениях проводятся мероприятия по сохранению и укреплению здоровья. Для этого созданы определенные условия:
- в группах имеются Центры двигательной активности;
- имеются физкультурные площадки с зонами для подвижных и спортивных игр;
- музыкально-спортивный зал, оснащенный спортивным инвентарем;
Работа по оздоровлению детей строится по следующим направлениям:
- создание условий для физического развития детей и снижения заболеваемости,
- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в содружестве с педагогами, медицинскими работниками и родителями.
В оздоровительных целях в дошкольных учреждениях были созданы все условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении. Педагоги детских садов работают над формированием у детей ценности здорового образа жизни. Для этого:
- развивают у детей навыки личной гигиены, воспитывают привычку к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня;
- развивают представления о здоровом образе жизни, о пользе и целесообразности физической активности, о пользе здорового питания и соблюдении соответствующих правил.
В дошкольных учреждениях систематически ведет учет заболеваемости детей. С целью снижения заболеваний ОРЗ и ОРВИ на протяжении зимнего периода проводится витаминизация, закаливающие процедуры. Планомерно проводятся антропометрические измерения и оценка физического развития детей.
Чтобы не допустить распространения коронавирусной инфекции в детских садах введены дополнительные ограничительные и профилактические меры в соответствии с СП 3.1/2.4.3598-20:
- ежедневный усиленный фильтр воспитанников и работников – термометрию с помощью бесконтактных термометров и опрос на наличие признаков инфекционных заболеваний.
- ежедневную влажную уборку с обработкой всех контактных поверхностей, игрушек и оборудования дезинфицирующими средствами;
- дезинфекцию посуды, столовых приборов после каждого использования;
- для обеззараживания воздуха в групповых комнатах имеются рецикуляторы ;
- частое проветривание групповых комнат в отсутствие воспитанников;
В 11 дошкольных образовательных учреждения нет лицензии на медицинскую деятельность. Показатель составляет-0%. Медицинское обслуживание осуществляется согласно договорам, заключенным с Даниловской ЦРБ. В дошкольных учреждениях регламентированы процессы организации рационального и сбалансированного питания и питья с учетом СанПиН (разработано Положение об организации питания воспитанников ДОО; утвержден режим питания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей; утверждены технологические карты приготовления пищи, десятидневное меню; ведется бракераж, учет калорийности, обеспечены правильная кулинарная обработка и закладка пищевых продуктов). Питание детей соответствует заявленному меню; ежедневно доступна информация о питании; соблюдается сервировка в группах; осуществляется индивидуальный подход в процессе питания, регулярный контроль и надзор за работой пищеблока (карты оперативного контроля, приказы по питанию и пр.)
В дошкольных учреждениях создана система нормативно-правового регулирования комплексной безопасности, предусмотрено регулярное обучение коллектива по ТБ, ОТ, ЧС и др; имеются локальные нормативные акты, устанавливающие требования к безопасности внутреннего (группового и вне группового) помещения и территории ДОО, предназначенной для прогулок воспитанников на свежем воздухе, определены правила безопасности при проведении экскурсий и других мероприятий на территории ДОО (положения, инструкции, приказы, решения, акты, паспорта безопасности, памятки, планы, отчеты, журналы, схемы охраны, графики дежурств). Территория ДОО оборудована навесами/беседками. В помещении имеются все средства реагирования на чрезвычайные ситуации (план эвакуации детей в экстренных случаях, аптечка, инструкции, регламенты/правила безопасности, оптимизированные с учетом потребностей воспитанников группы, в том числе детей с ОВЗ или детей-инвалидов, имеется телефон). Ведется необходимая документация для организации контроля над чрезвычайными ситуациями и несчастными случаями (План действий по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного и природного характера; План мероприятий по ГО и ЧС и др.). В дошкольных учреждениях утверждены и соблюдаются нормативно-правовые акты, регулирующие выполнение норм хозяйственно-бытового обслуживания и процедур ухода за воспитанниками (Правила внутреннего распорядка для всех участников образовательного процесса,); обеспечена доступность предметов гигиены; педагоги развивают культурно-гигиенических навыки воспитанников (наличие в планах, рабочих программах задач по уходу и присмотру.
Выводы:
Практически все показатели мониторинга качества дошкольного образования в Даниловском муниципальном районе подтверждены во всех ДОО.