Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
 

Великий подвиг народа!

podvig

Листая архивные страницы


Переводчица

В станице Березовской Валентину Максимовну Тазову, учительницу иностранного языка средней школы, знают многие жители. Знают как чуткого, отзывчивого товарища, хорошую хозяйку и прилежную мать. Большую работу ведет Валентина Максимовна, являясь активной общественницей.

Она участник Сталинградской битвы. Удостоена многих правительственных наград и благодарностей командования 284 стрелковой дивизии 62 армии. Впрочем, вот что она сама рассказывает о Великой битве на Волге.

- Перед началом Отечественной войны я окончила институт иностранных языков и работала в Нижне-Чирской средней школе, преподавала немецкий язык. Зловещее эхо войны быстро долетело и до нас. Наступили тяжелые дни. Вместе со всеми я выходила на строительство укреплений: рыла окопы, траншеи. А затем по призыву партии ушла добровольцем в свободный комсомольский батальон.

Военную службу начала в роте связистов, коллективе, который состоял в основном из молодых девушек.

В войсковой части 10 ОБВНОС Валентина Максимовна пробыла три месяца. Затем неожиданный вызов в штаб армии.

- Я вначале волновалась, когда прибыла с группой девушек на командный пункт 284 дивизии. Встретил нас генерал Батюк. Мы узнали, что нам предстоит далекий путь от фронта, где мы будем проходить специальные курсы переводчиков немецкого языка.

И с этим заданием мы справились успешно.

Первое мое крещение, как переводчицы, состоялось в затишье между боями на Мамаевом кургане. Ясно помню этот эпизод. В блиндаж ввели немецкого офицера. Предстояла сложная задача — допросить ярого фашиста, чтобы уточнить дислокацию немецких войск. Он вел себя нагло. На вопросы не отвечал, старался уйти от ответов и только когда я ему объяснила, в каком положении находятся немецкие войска под Сталинградом, за что они воюют, эсэсовец заговорил.

К вечеру нам было все известно о немецких войсках в районе тракторного завода. Наша разведка подтвердила данные, полученные от пленного. На рассвете за-грохотали орудия, и наша пехота пошла в наступление. Немцы были отброшены от Мамаева кургана.

Допрашивать приходилось многих немцев. Особенно в период, когда вражеская группировка была зажата в кольцо. Был такой случай. Во время неприятельского налета наш блиндаж наполовину разрушило. Мы продолжали работать. К нам привели немецкого разведчика. Он был офицер. Фашист не хотел признавать, что немецкие войска разбиты. Сильный взрыв потряс землю. Немцы перешли в последнюю атаку. Все офицеры нашего штаба вышли на отражение атаки противника. В блиндаже осталась я и пленный. Вначале он стонал от ран, а затем, увидев, что мы одни, начал наглеть, хотел напасть на меня. Я попыталась выскочить из блиндажа, враг закрыл проход. Завязалась схватка. Наконец, мне удалось достать пистолет и взвести его. Я решила перехитрить фашиста. Отошла за стол, села. Эсэсовец также успокоился, повел разговор о непобедимости нации. Окриком я прервала фашиста. Он двинулся на меня. В его лицо полетела попавшаяся мне под руку алюминиевая кружка. Поединок был решен тем, что я выстрелила.

Через несколько минут в штаб вбежал начальник разведки. Он не мог сразу разобрать, что произошло. Потом мы выбежали из укрытия к окопам, где наши бойцы отражали атаки фашистских танков.

А спустя некоторое время в часть пришла весть о том, что Валентина Максимовна Тазова была награждена медалью "За отвагу".

А. Благодаренко.

На рассвете

Я часто вспоминаю свою часть, пехотную роту, Кольку, моего товарища. Дружили мы с ним крепко, коль кто попадал в беду, — второй всегда спешил на выручку. Памятен мне наш последний бой.

В районе Верхней Бузиновки скопилось много фашистских войск. Перед нами стояла задача — уничтожить вражескую группировку. Рано утром мы поднялись по тревоге, наши танки пошли в наступление. За ними, уничтожая врага, пошла в бой пехота.

- Вперед, ребята! — крикнул наш командир Воробьев, и мы ринулись по полю. Впереди оказались вражеские дзоты. Шквальным огнем они остановили наступление. Мы залегли. На нашу роту двигалась густая цепь фашистских автоматчиков.

Все ближе и ближе оголтелые фрицы. "Огонь!" — отрывисто прозвенела команда.

В воздух полетели десятки гранат, застрочили автоматы.

- Коля, поддай жару, — крикнул я товарищу.

Бой разгорался. Фашисты снова полезли на нас. Я открыл стрельбу. Коля в это время перезаряжал автомат. Трое фашистов в это время двигались к нему.

- Афанасий, огня! — услышал я голос друга.

Так мы выручали друг друга. Враг все ближе поступал к нам.

- Коля, слева! — закричал я.

Николай повернулся в другую сторону. Несколько фашистов шли в обход нас. Мы открыли огонь, стремясь сдержать яростную атаку врага.

Что-то тяжелое ударило мне в ногу. Тело пронзила ужасная боль. Превозмогая ее, я продолжал стрелять до тех пор, пока не потерял сознание.

Очнулся от тяжелого взрыва. Клубы дыма застлали небо. Впереди шли немцы.

- Коля, — крикнул я что было сил, — дай огня!

Но Коля не ответил. Тогда я нащупал последнюю гранату и бросил ее во врага.

В бой вступил второй эшелон нашей пехоты. Я пополз к Николаю. Черное лицо его с закрытыми глазами было обращено к небу. Так я потерял друга.

За этот бой я был представлен к награждению орденом Красной Звезды. Таким же орденом был награжден посмертно и Коля.

Вылечившись в госпитале, я вновь вернулся на фронт, участвовал в форсировании Днепра, освобождал Вену, Будапешт и Прагу. Последний бой принял на Одере.

А. Ветютнев.

ст. Березовская

Сражение

выдержали

Летом 1942 года над Сталинградом нависла опасность. В это время из хутора Красного добровольно ушли на защиту города Анисья Кузнецова, Владимир Хохолин, Всеволод Меркотан, Екатерина Майданова, Раиса Киктева, Пелагея Филимонова, Раиса Дорожкина, Константин Семин, Ефим Терехов и я.

Формировались в Капустином Яре. Я попал в 198 запасной стрелковый полк 92-й бригады. В конце октября после двухнедельного обучения нашу часть перебросили на правый берег Волги в район завода "Красный Октябрь". Защищали метизный и прокатный цеха.

Наш боевой путь лежал через Мамаев курган. Часто бывал в Сталинграде после войны, ходил и на курган. Теперь туда ведет широкая лестница. А в то время здесь был тернистый путь, по которому проходила наша часть.

Весь ноябрь и до 20 декабря стойко сражались мы за каждую пядь Сталинградской земли. Помнится такой случай. Нас было 6 радистов. При переходе через линию фронта столкнулись с противником. Как быть? Или погибнуть всем, оставив без связи подразделение, или…

Выход был найден. Товарищи стали перебираться к своим, я, прикрывая их, весь огонь принял на себя.

Когда мои друзья оказались у своих позиций, они метким огнем отрезали немцев, дали мне возможность выйти из опасной местности.

20 декабря нашу часть, потерявшую более половины личного состава, перевели на Заячий остров (ныне остров Зеленый).

Враг терял силы. Это чувствовали и мы. К нам на остров все чаще переходили фрицы. Они шли группами по 3-7 человек.

Со дня на день мы ждали капитуляции фашистов. Нашей радости не было предела, когда 1 февраля над заводом "Красный Октябрь" взвился советский флаг. Сталинградский гигант металлургии был освобожден. Но на тракторном еще шли ожесточенные бои. И только через сутки немцы были изгнаны с его территории.

Это было грандиозное сражение. Мы выстояли, защищая родной город. Правительство наградило меня медалями "За оборону Сталинграда", "За отвагу", "За боевые заслуги".

Ф. Филимонов.

х. Красный.

Тыл — фронту

"Отстоим родной Сталинград!" — этот призыв в 1942 году был на устах не только воинов, но и каждого человека, оставшегося в тылу. В селах Даниловского района в то время почти не оставалось мужчин. Резко сократились материально-техническая база сельского хозяйства. Почти все автомашины и большое количество тракторов из колхозов и совхозов было взято для нужд фронта. В этих трудных условиях судьбу сельскохозяйственного производства решали женщины, подростки и старики. По призыву районной партийной организации они заменили ушедших на фронт мужчин.

Многие женщины стали руководителями бригад, ферм и др. Так, в то время были избраны председателями сельских Советов в х. Прыдки Мария Тарасовна Диденко, хуторе Каменночерновском Ксения Александровна Филиппова. Успешно справлялась со своими обязанностями председатель сельхозартели "Красный пахарь" Анисья Леонтьевна Еремеева. С утра до поздней ночи трудилась эта простая энергичная женщина.

Сейчас Анисья Леонтьевна на пенсии, она заслуженный колхозник.

В годы войны много девушек и женщин сели за руль трактора. Среди них известная на всю область знатная трактористка из совхоза "Березовский" Анастасия Даниловна Дорожкина, Анна Васильевна Марченко, в настоящее время работающая в моторном цехе совхоза "Даниловский", и многие другие. Вместе с мужем, лучшим комбайнером района Владимиром Демьяновичем Лозовиком рука об руку трудилась его жена Елизавета Алексеевна.

В годы войны с уменьшением количества машин и недостатком горючего возросло значение ручного труда. Сотни даниловцев, применяя простейшие орудия труда, работали на полях от зари до зари. Активное участие в сельскохозяйственном производстве принимала молодежь района. В колхозах были созданы комсомольско-молодежные бригады и звенья.

По примеру старших на колхозных и совхозных полях и фермах трудились учащиеся школ. В грозные дни Сталинградской битвы патриотический подъем трудящихся Даниловки выразился также в добровольном сборе средств в фонд обороны, на строительство самолетов, танков. Только в 1942 году было внесено в фонд обороны более пяти миллионов рублей.

В адрес защитников Сталинграда ежедневно поступали посылки. В сборе теплых вещей активное участие принимали пропагандисты РК КПСС М. В. Любецкая, Т. М. Фоменко и другие. Многие женщины ночами вязали шерстяные носки и перчатки бойцам. Среди них М. К. Сараева, А. Е. Пономарева, У. Е. Лубянцева и другие. На фронт отправляли и продукты: масло, мед, мясо, картофель.

Все эти и другие многочисленные факты — живое свидетельство того, что трудящиеся Даниловского района под руководством партийной организации внесли достойный вклад в общее дело победы над врагом.

Ю. Ткаченко.

Июнь

сорок второго

Мне не пришлось с оружием в руках защищать родной Сталинград. Однако с большой группой тружеников бывшего Березовского района я участвовала в сооружении оборонительных рубежей. В июне 1942 года партия направила меня уполномоченным отряда строителей, которые рыли рвы, создавали огневые позиции в районе Ширяй — Писаревка.

Вначале планировалось строить одну линию обороны. Но наши люди за 4 месяца сделали два рубежа. Каждый, несмотря на трудности, вырабатывал по 2 — 3 нормы в день.

Враг с самолетов забрасывал нас листовками, внушая, что наша работа бесполезна. Но сестры, жены, матери ушедших на фронт мужчин работали не покладая рук, знали, что Родина в опасности. Построенные оборонительные сооружения использовали воины. Они тепло благодарили нас за заботу о них.

Позднее нам пришлось строить рубежи в районе Даниловки, потом у Вязовки по реке Бузулук.

С радостью мы слушали в 1943 году о том, как наши воины били врага в районе Сталинграда. В день 25-й годовщины я от души поздравляю тех, кто строил линию обороны: О. Писареву, А. Пронину, Е. Котельникову, Р. Семигорелову, В. Лисина, А. Бакулину, М. Донцову и многих, многих других.

А. Калинина (Седова).

ст. Березовская.

По материалам

газеты "Путь Ильича" № 14

от 1 февраля 1968 г.

И. РОМАННИКОВА,

ведущий специалист

архивного отдела

администрации Даниловского

муниципального района.

 

Статья "Великий одвиг народа" Даниловский вести №10 от 01 февраля 2018

[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]