Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
 

Прекращение статуса адвоката по инициативе органа юстиции

Адвокатская деятельность в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Являясь институтом гражданского общества и неотъемлемой частью системы судопроизводства в Российской Федерации, в отношениях с государством адвокатура действует на основе принципов независимости, самоуправления и корпоративности.

Контрольные и надзорные полномочия в сфере адвокатуры закреплены за Минюстом России и его территориальными органами, пределы этих полномочий определены законодателем с учетом этих принципов.

Одним из таких полномочий является направление в совет адвокатской палаты представления о прекращении статуса адвоката.

Поводами к внесению территориальным органом юстиции представления о прекращении статуса адвоката в совет адвокатской палаты могут быть и обращения граждан, судов, правоохранительных органов, сообщения в СМИ и др. Для принятия решения о внесении представления о прекращении статуса адвоката территориальному органу юстиции необходимо обладать достаточной информацией об обстоятельствах, являющихся основанием для прекращения статуса адвоката.

Правила адвокатского поведения установлены Кодексом профессиональной этики адвоката, принятого первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003. Нарушение этих правил является основанием для внесения представлений о прекращении статуса адвоката.

Прекращение статуса адвоката является крайней мерой дисциплинарного воздействия, применяемого к адвокатам. Так в 2018 г. в Управление Минюста России по Волгоградской области поступило 41 обращение на действия адвокатов, представления о прекращении статуса были вынесены только в 3 случаях. В случаях, когда в действиях адвоката не усматривается нарушений Закона или Кодекса профессиональной этики адвоката, заявителю дается ответ об отсутствии оснований к направлению представления в адвокатскую палату.

Чтобы установить факт нарушения адвокатом правил адвокатской этики, Управление проводит документарную проверку в пределах и на основании тех доказательств, которые представлены заявителем и адвокатом, чьи действия обжалуются. В случае необходимости из государственных или иных органов запрашивается информация, имеющая отношение к фактам, изложенным в жалобе. Проведение каких-либо следственных действий в отношении адвокатов в компетенцию уполномоченного государственного органа не входит.

Представление о прекращении статуса адвоката направляется в совет адвокатской палаты в случае, когда в действиях адвоката будет установлено, что они носят противоправный, виновный характер либо эти действия причинили существенный вред доверителю или умалили авторитет адвокатуры.

Рассмотрение представления территориального органа юстиции в указанных случаях осуществляется в порядке дисциплинарного производства, сначала в квалификационной комиссии, а затем в совете адвокатской палаты. Представители Управления участвуют в рассмотрении представления на обеих стадиях, представляя и защищая позицию лица, по жалобе которого вынесено представление.

В соответствии с Законом об адвокатуре статус адвоката прекращается решением совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате.

Таким образом, закон предоставил территориальному органу Минюста России полномочия по надзору за соблюдением адвокатами действующего законодательства и обязательств перед доверителями.

Главный специалист-эксперт Управления Минюста

России по Волгоградской области Л.Л. Васильчук

Полагаем, что работа по своевременному выявлению и пресечению деятельности адвокатов, совершивших поступки, несовместимые со статусом адвоката либо ненадлежащим образом исполняющих свои профессиональные обязанности, позитивно влияет на укрепление законности, повышение качества оказываемой адвокатами юридической помощи.

Территориальный орган юстиции имеет право в установленном порядке добиваться прекращения статуса адвоката, если этот орган считает, что имеются достаточные основания для прекращения его статуса. Закон в данном случае устанавливает двухступенчатую процедуру действий территориального органа юстиции.

Территориальный орган юстиции вправе сначала направить представление о прекращении статуса адвоката в адвокатскую палату. Причем для направления представления органу юстиции достаточно располагать любой информацией о существовании обстоятельств, являющихся основанием для прекращения статуса адвоката. На основании представления совет адвокатской палаты должен в месячный срок принять с учетом заключения квалификационной комиссии решение о прекращении статуса адвоката либо об отказе в принятии такого решения.

В случае, если совет адвокатской палаты в месячный срок со дня поступления представления территориального органа юстиции не примет решения о прекращении статуса адвоката, указанный орган вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката. Причем закон допускает обращение в суд даже тогда, когда совет адвокатской палаты не успел рассмотреть в срок данный вопрос. Процедура обращения территориального органа юстиции в суд регулируется общими нормами гражданского процессуального законодательства.

Таким образом, закон предоставил территориальному органу Минюста России полномочия по надзору за соблюдением адвокатами действующего законодательства и обязательств перед доверителями.

[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]